Изобретения России Дата выпуска 16.08.2021 Каталожный номер 5111-0449
Номинал 3 рубля Качество пруф Металл, проба серебро 925/1000 Масса общая, г 33,94 (±0,31) Содержание химически чистого металла не менее, г 31,10 Диаметр, мм 39,00 (±0,30) Толщина, мм 3,30 (±0,35) Тираж, шт. 3 000
Аверс
на зеркальном поле диска — рельефное изображение Государственного герба Российской Федерации, над ним вдоль канта — надпись полукругом: «РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ», обрамленная с обеих сторон сдвоенными ромбами, внизу под гербом: слева — обозначения драгоценного металла и пробы сплава, справа — содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора, внизу в центре в три строки — надпись: «БАНК РОССИИ», номинал монеты: «3 РУБЛЯ», год выпуска: «2021 г.».
Реверс
на зеркальном поле диска — частично выполненное в цвете рельефное изображение паровоза, управляемого рабочим, на фоне изображений заводских построек; имеются надписи, вверху справа вдоль канта: «ПАРОВОЗ ЧЕРЕПАНОВЫХ», внизу: «1834».
Авторы
Художники: Е.В. Крамская (аверс), А.А. Брынза (реверс). Скульпторы: А.А. Долгополова (аверс), О.Г. Шепель, М.Е. Кузнецова (реверс). Чеканка: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД). Оформление гурта: 300 рифлений.
Историко-тематическая справка
Паровоз Черепановых – первый паровоз, построенный в России. Создан в 1834 году инженерами Выйского завода Ефимом и Мироном (отцом и сыном) Черепановыми.
В 1833 году Мирон Черепанов был отправлен владельцами завода в командировку в Англию для знакомства с передовыми технологиями и последними техническими достижениями металлургии. Там он имел возможность увидеть паровоз Джорджа Стефенсона – первый в мире паровоз, нашедший практическое применение. Мирону хватило внешнего осмотра, чтобы по возвращении домой решиться на строительство первого русского паровоза.
Гении-изобретатели Черепановы не просто воспроизвели английский паровоз, они значительно улучшили его техническую часть: усилили производство пара, увеличив количество дымогарных труб, и добавили устройство реверса, благодаря которому паровоз мог менять направление движения и двигаться задом. Они также стали создателями первой в России железной дороги, соединившей Выйский завод и Медноруднянский рудник. В 1835 году Черепановы создали второй, более мощный, паровоз.
Несмотря на свою практическую направленность, изобретения Черепановых остались нереализованными из-за чрезмерной дороговизны и отсутствия налаженной добычи древесины в окрестностях железной дороги.