Выдающиеся личности России Дата выпуска 01.11.2012 Каталожный номер 5110-0119
Номинал 2 рубля Качество пруф Металл, проба серебро 925/1000 Масса общая, г 17,00 (±0,18) Содержание химически чистого металла не менее, г 15,55 Диаметр, мм 33,00 (±0,20) Толщина, мм 2,40 (±0,20) Тираж, шт. 3 000
Аверс
в центре — эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним — надпись полукругом «БАНК РОССИИ»), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу — вверху: «ДВА РУБЛЯ», внизу: слева — обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре — дата выпуска «2012 г.», справа — содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора.
Реверс
слева на матовом поле диска — рельефный портрет М.В. Нестерова, справа от него — цветное изображение портрета женщины в черном на фоне реки, внизу на матовом изображении палитры — надпись и даты в две строки: «М. Нестеров 1862-1942».
Авторы
Художник: С.В. Сутягин.Скульптор: Ф.С. Андронов.Чеканка: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).Оформление гурта: 195 рифлений.
Историко-тематическая справка
Памятные монеты Банка России из недрагоценных металлов
Памятные монеты Банка России из драгоценных металлов
Серия: Выдающиеся личности России
Художник М.В. Нестеров — 150-летие со дня рождения
Каталожный номер: 5110-0119
Нестеров Михаил Васильевич родился в Уфе 19 (31) мая 1862 г. в купеческой семье. Получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были В.Г. Перов, А.К. Саврасов, И.М. Прянишников, а также в Академии художеств, где учился у П.П. Чистякова. Жил преимущественно в Москве, а в 1890–1910 гг. — в Киеве. Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье (Абрамцево, Троице-Сергиева Лавра и их окрестности). Был членом «Товарищества передвижников».
Если ранние его исторические картины еще по-передвижнически сюжетно-бытописательны («Избрание Михаила Федоровича на царство», 1886), то позднее, он усиливает в своих образах фольклорные черты («За приворотным зельем», 1888), атмосферу религиозной легенды («Пустынник», 1888–1889). Под воздействием работ французских символистов Нестеров подчеркивает идиллически-задушевное единство своих героев и окружающей природы. Таково знаменитое «Видение отроку Варфоломею», (1889–1890), написанное близ Абрамцево, — картина, где чувством чудесного проникнуты в равной мере и фигуры, и типичный среднерусский пейзаж. С этих лет художник активно работает и в сфере религиозного монументально-декоративного творчества: росписи Владимирского собора в Киеве (1890–1895), где Нестеров выступил прямым продолжателем Васнецова; мозаики и иконы церкви Спаса-на-Крови в Петербурге (1894–1897), росписи храма Александра Невского в Абастумани (1902–1904), Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве (1908–1911). Здесь закрепляется традиция «церковного модерна», наполняющего канонические церковные сюжеты глубоким лиризмом.
Не приняв революции, Нестеров уединяется в творчестве. Религиозные сюжеты допускаются лишь на «экспорт», а единственная его постреволюционная выставка (1935) носит закрытый характер. В эти годы художнику лучше всего удается выразить себя в портретах; он пишет людей искусства и науки как своего рода подвижников творческой аскезы. Таковы «Художники П.Д. и А.Д. Корины» (1930), «Академик И.П. Павлов» (1935), «Скульптор И.Д. Шадр» (1934), «Скульптор В.И. Мухина» (1940) и др. В последние десятилетия жизни Нестеров увлеченно работал над воспоминаниями, которые вышли отдельной книгой (под названием «Давние дни») в год его кончины.
Нестеров прожил долгую, восьмидесятидвухлетнюю жизнь, большую часть которой посвятил искусству. За это время им было создано несколько сотен произведений, ныне украшающих выставочные залы Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Казани, Уфы, Минска, Новгорода и многих других городов. Умер М.В. Нестеров в Москве 18 октября 1942 года.
Источники: информационные ресурсы: http://www.bibliotekar.ru/, http://art-nesterov.ru/.